Выиграй приз
ковер в вашем интерьере
Ковропедия
Грузинские ковры

Мы любим Грузию, мы любим грузин, их вино и их гостеприимство. Но должны честно сказать, что грузинские ковры в мире не настолько известны и популярны, как ковры их соседей - Армении, Дагестана и Азербайджана. Хотя ковры в Грузии делались с очень давних времен, о чем свидетельствуют найденные в местных пещерных комплексах ковры, датируемые 13-14 веками. Торговцы из самых различных мест, от Константинополя до Афин, приезжали в Тбилиси, чтобы продать свои ковры на местных базарах, называвшихся караван-сараями.

С приходом Советской власти, каравансараи были закрыты, но до настоящего времени ковры продолжают изготавливать и продавать в Тбилиси и во многих других грузинских городах.

В Грузии, как и повсеместно на Кавказе, делались и делаются различные виды ковров. Самыми популярными грузинскими коврами являются безворсовые ковры, известные под названием "пардаги". В отличие от армянских "карпетов" и азербайджанских "килимов", эксперты обратили на них внимание лишь к концу 19 века. По мнению грузинских искусствоведов, происхождение пардагов ведет свое начало из селения Квемо-Алвани, расположенного в местности, называемой Тушетией. Как и повсюду на Кавказе, распространенное здесь овцеводство служило стабильным источником сырья, а повседневный быт обуславливал потребность в ковровых тканях. Из них изготавливали не только легкие и теплые шерстяные ковры, но и сумки для поклажи, накидки, подстилки для ночевки в горах и множество других, необходимых для кочевой жизни вещей. Удивляет то, что эти изделия, изготавливавшиеся простыми и малообразованными труженицами, имеют такие красивые и гармоничные композиции и высокий художественный вкус.

Другой вид традиционных грузинских ковров -это ковры из войлока. Они не столь популярны, как войлочные ковры из Киргизии, Монголии, Казахстана, Греции, Индии, Персии , Китая и Дагестана. Но делали их по всему Востоку с самых древних времен, хотя искусство изготовления войлочных ковров наиболее скудно изучено и освещено в современной литературе. Сам принцип изготовления войлока основан на свойстве шерстяных волокон сцепляться между собой под давлением, при помощи покрывающих их поверхность чешуек. Не углубляясь в техническую сторону вопроса, отметим, что творческая часть процесса заключается в создании разноцветного орнамента.

В литературе можно найти детальное описание существовавших и ныне здравствующих технических приемов , но некоторые их этих ковров очень интересны и необычны. Существует два основных способа получения орнамента войлочных ковров. Во вваленных войлочных коврах пряди окрашенных волокон выкладываются в форме задуманного узора поверх прядей основы, после чего обрабатываются паром или горячей водой, скручиваются в общий рулон и длительно вдавливаются в основу, образуя с ней единое целое. В мозаичных войлочных коврах два однотонных слоя войлока разного цвета накладываются один на другой, после чего в них насквозь прорезаются узоры. После разъединения получают одинаковые по конфигурации и размеру куски разного цвета, которые затем сшивают между собой, получая два различных по цвету ковра.

Нам не удалось найти красивых изображений именно грузинских войлочных ковров, поэтому в качестве примера предлагаем полюбоваться изделиями знаменитой мастерицы из Ингушетии Рашат Ахильговой.

И, напоследок, желаем вам распить вот такую необычную бутылочку доброго грузинского вина.

Наверняка мы что-то упустили и многое недорассказали. Но мы надеемся дополнить вышесказанное при помощи вас, наших гостей.

Ждем от вас интересной информации, замечаний и дополнений.

Торговая марка "Золтое Руно"

8 августа 2015 года