Выиграй приз
ковер в вашем интерьере
Ковропедия
Азербайджанские ковры

При подготовке этой статьи перед нами стала очень нелегкая задача. Что написать такого, чтобы не обременять читателя информацией, которая может быть для него не очень интересной и актуальной. Да еще, вдобавок, не заниматься плагиатом и не переписывать уже написанное другими, с чем мы постоянно продолжаем сталкиваться при изучении материала. Дело в том, что о ковроделии Азербайджана написано огромное количество статей, научных монографий, проведено и опубликовано исследований, с которыми при желании может ознакомиться каждый желающий. Хочется просто поделиться базовой информацией и некоторыми любопытными фактами. И мы решили сделать это в тезисной форме, но сперва предлагаем вам полюбоваться этими прекрасными произведениями искусства и составить о них свое собственное, а не навязанное кем-либо представление.

  • Под термином "Азербайджанские ковры" мы, вслед за многими профессионалами, понимаем ковры, которые производились и продолжают производиться не только на территории сегодняшнего Азербаджана, но и на той его части, которая после окончания русско-персидской войн отошла государству Иран. А это территория северного Ирана с центром в городе Тебриз. Хотя справедливости ради отметим, что целый ряд зарубежных исследователей считают их персидскими;
  • Ковроделие на этих территориях начало развиваться во времена, когда государства Азербайджан не существовало и в помине, несколько тысяч лет назад;
  • На жизнь и традиции жителей Азербайджана большое влияние оказало культурное наследие многих проживавших здесь народов - албанцев, римлян, персов, арабов, турок и монголов;
  • Самостоятельная азербайджанская культура формируется в 14-15 веках, сохраняя тесные связи с иранской и арабской;
  • Азербайджанские ковры относят к группе Кавказских ковров, наряду с Грузинскими, Армянскими и Дагестансккими;
  • Никакие другие ковры, за исключением, может быть, персидских, не оставили столь значимого следа в живописи множества самых знаменитых художников эпохи Возрождения;
  • Все самые известные музеи имеют в своих экспозициях коллекции антикварных азербайджанских ковров;
  • Производство ковров в Азербайджане, вплоть до последнего времени, носило настолько массовый характер, что почти в каждой семье этим ремеслом занимались даже мальчики;
  • В Азербайджане существует семь основных центров ковроткачества, в каждом из которых используются различные технические приемы, методы окраски и приготовления ниток, мойки и сушки, а сами изделия имеют различные орнаменты и цветовые решения;
  • Основными центрами (школами) азербайджанского ковроделия являются Бакинская, Кубинская, Казахская, Гянджинская, Тебризская и Карабахская;
  • Азербайджанские ковры шерстяные бывают ворсовыми и безворсовыми, первые из которых преобладают в южной части Азербайджана, а вторые - в северной;
  • Орнаменты большинства азербайджанских ковров, за исключением тебризских, были невысокой плотности и не имели криволинейных линий;
  • Самыми известными в дворцах европейской знати и ценимыми знатоками являются ковры Тебризской школы, которые сегодня обычно называют Табризами;
  • В царской России азербайджанские ковры пользовались особой популярностью, производились в больших количествах и успешно продавались на экспорт;
  • В годы советской власти ковроделие в Азербайджане стало приходить в упадок, а многовековые традиции забываться. Ковры стали утрачивать свои названия, индивидуальность и называться просто кавказскими;
  • После обретения Азербайджаном независимости в 1991 году, руководство страны начало прилагать большие усилия по возрождению традиционных народных промыслов вообще, и ковроделия в частности.
  • В1996 году был создан комбинат Азерильме, продукция которого получила многочисленные призы на выставках во многих странах мира;
  • Сегодня в Азербайджане работает более 20 ковровых комбинатов и ряд частных компаний, продолжающих и возрождающих традиции азербайджанского ковроделия;
  • В 2004 году в Азербайджане был принят специальный закон "О сохранении и развитии азербайджанского коврового искусства";
  • Первый в мире музей ковра был открыт в Азербайджане еще в 1967 году его основателем, Лятифом Керимовым. В августе 2014 года состоялось открытие нового здания музея. Проект выполнили австрийские архитекторы Франс Янс и Вальтер Мари, а претворение его в жизнь стало возможным благодаря Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Вот это необычное здание.

Азербайджанский государственный музей ковра и народного прикладного искусства имени

Лятифа Керимова

  • На сегодняшний день самым активным и неутомимым энтузиастом и хранителем искусства азербайджанского ковроделия, неоспоримо, является очень талантливый и разносторонний человек, историк и эксперт, главный редактор журнала "Азербайджанские ковры" профессор Видади Мурадов;
  • В Азербайджане, в отличие от таких известных стран традиционного ковроделия, как Иран, Китай, Индия и Турция, все ковры изготавливаются традиционным методом плетения. И никаких механических станков и тафтинговых пистолетов.
  • И, напоследок, нельзя не упомянуть азербайджанского художника Фаига Ахмеда, по дизайнам которого создаются совершенно фантастические ковры, погружаюшие зрителя в мир ирреального. Что это такое, ковры или инсталляции, искусство или фантазии, вымыслы или сновидедения, - в любом случае это увлекает и завораживает. Но общее в работах Фаига одно - в каждой его работе за основу берутся традиционные дизайны азербайджанских ковров.

Faig Ahmed. Outflow, 2012;woolen handmade carpet;

Faig Ahmed. Double Stretching, 2010; woolen handmade carpet; 98 x 39 in. Courtesy Faig Ahmed.

Faig Ahmed. Liquid, 2014;woolen handmade carpet;

Faig Ahmed. Invert, 2014;woolen handmade carpet;

Просим всех наших читателей, которые обладают какой-либо интересной информацией, касающейся азербайджанских ковров, поделиться ею с нами и с другими нашими гостями.

Ваша торговая марка "Золотое Руно".

27 мая 2015 года.