Выиграй приз
ковер в вашем интерьере
Ковропедия
Английские ковры

Так же, как и американцы, англичане являются большими любителями и ценителями всевозможной ковровой продукции.

Ковры здесь - непременный атрибут жилых помещений. А так называемый "английский интерьер" подразумевает не только обилие дерева, мягкой мебели и камина, но и ковры для дома с мелким растительным орнаментом и темными бордюрами, устилающие подчеркнуто лаконичный состаренный паркет. Как и в Америке, в Англии мирно сосуществуют производители и импортеры, роскошные магазины ковров и шоу-румы местных дизайнеров, клубы любителей антикварных ковров и известные Дома Мод, непременным и почетным атрибутом которых являются ковры.

Здесь хочется сразу же упомянуть Лауру Эшли, которую называют сегодня королевой английского текстиля и чьи бутики сегодня присутствуют во многих крупных городах мира, включая украинские Киев, Харьков, Днепропетровск и Одессу. Изысканные ковры широко представлены в самом большом и роскошном универмаге Лондона Харродсе и в самом известном бутике антикварных персидских ковров на улице Пикадилли 62. Владельцем этого бутика является Essie Sakhai, председатель лондонского клуба коллекционеров антикварных ковров, автор монографии Persian Rugs аnd Carpets, экземпляр которой с дарственной надписью автора занимает почетное место в нашем харьковском офисе.

В Лондоне расположены также офис и шоу- рум нашего, увы, покойного друга и основателя компании Rama Carpets, Simon Jorjian, чьи уникальные персидские ковры представлены в наших салонах в Киеве и Харькове.

Известно, что первые ковры в Англии стали производить в 16 веке, во времена династии Тюдоров. Уже в 1537 году Robert Rothe, первый мэр города Килкенни в Ирландии, привозит ткачей из Турции, чтобы они прямо на месте изготовили ковры для его поместья. Вскоре Кардинал Wolsey организует регулярные поставки в Англию ковров из Турции. С этого времени производство ковров начинается уже всерьез. Все, кто мог это себе позволить, стали украшать коврами стены и полы своих жилищ. В 1610 году в городе Мортлейк была создана королевская мануфактура под руководством Фрэнсиса Крейна. на которой сначала работали фламандские, а со временем и английские ткачи, которые изготавливали шпалеры по рисункам Рубенса, Рафаэля и других знаменитых художников. В Уоркшире находилась мастерская Вильяма Шелдона, который специализировался на создании гобеленов с детальным изображением географических карт различных графств Англии.

В период правления французского короля Людовика XIV по инициативе католического духовенства французские протестанты вновь стали подвергаться преследованиям и эмигрировать в соседние Лондон, Швецию, Данию, Голландию и более далекие Америку и Россию.

Первое производство узелковых ковров в 1679 году в городе Фулем организовали беженцы-гугеноты, работавшие на знаменитой мануфактуре Савонери при Лувре. Под руководством мастера Пьера Паризо они стали ткать ковры, воспроизводя дизайны знаменитых дворцовых ковров Савонери.

Первым англичанином, который освоил производство узелковых ковров, стал Томас Витти. Будучи человеком чрезвычайно энергичным и увлеченным, он самостоятельно изучил технику турецкого узелка и мечтал освоить технические приемы мастеров Савонери. Чтобы добиться своего, ему пришлось проявить недюжинную находчивость и смекалку. Недалеко от мастерской Паризо находилась пивная, куда за кружкой пива частенько наведывались фабричные мастера. Томас стал завсегдатаем пивной, где и свел знакомство с нужными ему людьми, один из которых однажды после работы провел его в мастерские и поведал недостающие детали. После этого Томас открыл свою собственную фабрику в городе Аксминстер и назвал ее "Axminster Carpets". На этой фабрике он начал изготавливать собственные узелковые ковры, став первым их английским производителем. Со временем фабрика переместилась в город Wilton и стала называться Wilton Royal Factory. Производство узелковых ковров на фабрике продолжалось вплоть до 1957 года. Здесь до сих пор существует музей, посвященный этим знаменитым коврам. До Томаса Витти в Англии были известны лишь турецкие ковры, и именно он начал производить известные английские ковры по эскизам гениального дизайнера Роберта Адама и других его современников. Адам был известен тем, что в узорах своих ковров он воспроизводил отдельные элементы декора потолков создаваемых им интерьеров. Его дизайны выглядели более жесткими, а в результате были менее коммерческими, чем более женственные и слащавые дизайны ковров Абюссон и Савонери. Многие ковры по рисункам Адама изготавливались также на фабрике Томаса Мора, работа которого была дороже, чем у Витти, но который был его близким другом.

Витти первым в Англии стал использовать женский труд, а первыми его ткачихами стали собственные жена и дочь. Томас Витти изготовил ковры для Королевского Павильона в Брайтоне, Его знаменитый ковер для музыкальной комнаты королевы Виктории имел темно-синий фон с плавающими на нем звездами и фигурами фантастических животных. Королева обожала его настолько, что позднее переместила его в свою гостевую комнату в Букенгемском Дворце.

В начале 20 века известность приобрела компания Donegal Carpet из города Эйр в Шотландии. Считается, что источником ковроткачества в этом регионе стали обломки галеонов испанской армады, потерпевшей в 1588 году крушение на местных скалистых берегах. В каютах были найдены уцелевшие роскошные испанские ткани и остатки офицерской одежды, которые произвели на местных обитателей неизгладимое впечатление. Когда в 1957 году Wilton Royal Factory прекратила производство узелковых ковров, ее станки, различные приспособления и архивы дизайнов различными путями оказались на Donegal Carpet. К концу 20 века знаменитая фабрика стала испытывать финансовые трудности и также была закрыта. Осталось лишь небольшое производство. На фабрике было создано много великолепных ковров по эскизам таких замечательных дизайнеров, как Adam, Wyatt, William Morris, Marion Deon, творчество которых стало знаковым явлением в создании стиля Арт Деко. Ошеломительные ковры делались для круизных лайнеров, кинотеатров, клубов и офисов крупных корпораций.

В наши дни большинство ковров, созданных по индивидуальным заказам, изготавливается с помощью метода тафтинга. Этот метод берет свое начало от так называемой "крючковой" техники, в которой в начале 20 века в домашних условиях делались ковры в разных уголках Америки. Для ускорения процесса изготовления ковров этот метод был усовершенствован и вместо первоначального крючка был создан специальный тафтинговый пистолет, который простреливает нитями полотно основы. В последствии эта технология распространилась по всему миру, а одна такая фабрика из Пуэрто Рико организовала свое производство в Англии, в Эйре. Малочисленные поначалу, эти фабрики породили большое число конкурентов, многие из которых располагались на Дальнем Востоке, в таких странах, как Филиппины, Тайланд, Сингапур и Малайзия. Небольшие по размеру разбросаны по странам Европы, самые крупные - в Индии и Китае. Есть они и у нас, в Украине. Но если говорить о качестве продукции, то опыт показывает, что оно не зависит от места производства, а определяется, в основном, менеджментом компаний и квалификацией персонала. Известны европейские компании, выпускающие некачественную продукцию, и азиатские, качество изделий которых безупречно.

В Англии сегодня многие компании специализируются на изготовлении индивидуальных ковров, будь то дворцы или яхты, музеи или частные пентхаузы, гостиницы или рестораны. Непревзойденным авторитетом в этой области сегодня считается компания Craigie Stockwell из Лондона. Многолетний опыт и надежная репутация обеспечивают им самые престижные заказы из разных уголков мира, будь то Букингемский Дворец или Московский Кремль, ковер для пентхауса в Каире по дизайну итальянского дизайнера Турри или реконструкция выцветшего старинного ковра для обеденной комнаты замка Четсвурд в графстве Девоншир.

Ковер Савонри, изготовленный для Обеденного Зала в Чатсуорт-Хаус.

Еще одной английской компанией, которую мы просто не вправе не упомянуть в этой статье, это Veedon Fleece . Adam Glichrist, глава и основатель компании, создал ее в 1993 году с целью претворить в реальность свои мечты о создании не просто лучших и самых красивых ковров, но с использованием самой совершенной узелковой техники, самых необычных дизайнов, самых лучших материалов и самых искусных специалистов. Карьера его началась в качестве эксперта и оценщика аукциона Сотби, где требовались глубочайшие знания в области известных антикварных ковров. Тяга к совершенству и привела Адама к идее создания собственного производства настоящих плетеных ковров, которые бы стали его собственными шедеврами.

В 1993 году его идея создания ковров по индивидуальным заказам в технике узелкового плетения была поистине революционной. Навеяна она была тесным общением с многими именитыми архитекторами и дизайнерами, которым для создания и оформления интерьеров своих VIP клиентов требовались индивидуальные ковры самого высокого качества. Все ковры компании изготавливаются коллективом опытных рабочих в Непале. И несмотря на тяжелейшее землятрясение мая 2015 года , которое ощущалось даже в Нью Дели, и более 600 последующих за этим толчков, весь персонал фабрики, как и большинство жителей Катманду, вернулись на свои рабочие места, за что Адам выразил им свою глубочайшую благодарность и оказал всестороннюю материальную поддержку. Компания Veedom Fleece способна выполнить любой заказ, независимо от сложности и стилистики, классической или современной. Ковры для дворцов и яхт, президентских апартаментов и шоу-румов известных кутюрье, любые идеи и фантазии Veedom Fleece производит и воплощает в реальность. Вот несколько образчиков их работ.

Aquarium rug by Veedon Fleece. Photograph courtesy of Veedon Fleece.

Чтобы не утомлять больше своих читателей, добавим только, что мы не стали здесь описывать историю создания в Англии машинного производства ковровых изделий, хотя именно Англия дала название основным методам производства таких ковров, по имени английских городов Аксминстер и Уилтон. Честно говоря, нас не очень интересуют такие ковры, хотя они и присутствуют в нашем ассортименте. В Анлии машинным методом изготавливают преимущественно рулонные покрытия, которые, действительно, имеют репутацию одних из самых лучших рулонных ковровых покрытий в мире.

Уважаемые гости, если у вас есть что добавить, что может быть интересно нашим читателям, мы всегда к вашим услугам.

Торговая марка "Золотое Руно"

31 мая 2015 года